В повышении эффективности использования материальных и денежных ресурсов предприятий важную роль играет систематический контроль, осуществляемый государственными органами и общественными организациями. В системе контроля важное значение имеет финансовый контроль, который проводят финансовые органы, учреждения Госбанка и вышестоящие организации. Финансовые органы осуществляют всесторонний контроль за правильным и экономным расходованием средств, проверяют соблюдение предприятиями предоставленных им прав в области планирования и финансирования производственно-хозяйственной деятельности. Учреждения Госбанка контролируют использование средств по назначению, соблюдение предприятиями финансовой и кассовой дисциплины, своевременность поступления на счета лесохозяйственных предприятий собственных средств и т. п.
Важные контрольные функции выполняет внутриведомственный контроль, проводимый на самом предприятии работниками учета и органами управления лесного хозяйства. Вышестоящие организации контролируют эффективность использования средств, соответствие расходов плановому назначению и фактическому выполнению производственных планов, проверяют правильность применения норм выработки и расценок, выполнение планов реализации продукции, поступления собственных средств и др. Роль внутриведомственного контроля еще более повысилась в связи с переводом промышленной деятельности лесхозов на новую систему планирования и экономического стимулирования.
Пс времени осуществления контроль бывает предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль— наиболее распространенный
Он необходим при рассмотрении проектов производственно-финансовых планов и смет, проектов финансовых планов и т. д. Предварительный контроль предупреждает всякие нерациональные и незаконные расходы денежных средств и материальных ценностей и играет важную роль в выявлении и использовании резервов роста производства и реализации продукции.
Текущий контроль осуществляется ежедневно в процессе расходования средств и поступления доходов. Его цель — наблюдение за выполнением предприятиями лесного хозяйства своих обязательств по платежам, выявление и устранение случаев нарушения финансовой дисциплины, соблюдение соответствия расходования средств фактическому выполнению производственных планов и т. д.
Последующий контроль осуществляется анализом отчетов и проведением документальных ревизий и проверок. Министерства (государственные комитеты) лесного хозяйства союзных республик и областные (краевые) управления (министерства АССР) анализируют квартальные отчеты и не реже 1 раза в год проводят документальные ревизии подчиненных им организаций. Кроме того, для контроля лесхозы и другие организации лесного хозяйства представляют учреждениям Госбанка и финансовым органам установленную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую и оперативную отчетность.
Финансовым органам предоставлено право контроля за поступлением лесного дохода. Они ведут учет причитающихся и фактически взысканных лесхозами сумм попенной платы, недоимок и пени и прочих платежей, наблюдают за правильным применением установленных такс и льгот, проверяют своевременность выполнения плана отпуска леса и участвуют в работе лесных комиссий по распределению лесосечного фонда.
Система финансирования лесного хозяйства требует дальнейшего совершенствования. Промышленное производство лесхозов опирается в своем развитии на экономические стимулы, которые материально заинтересовывают коллективы предприятий в его расширении и развитии. Лесохозяйственное производство такими стимулами не пользуется.